КЕРАМИКА ЭПОХИ НЕОЛИТА.



Эпоха неолита Японии представлена культурой Дзёмон (от 10 до 2,5 тысяч лет назад). Культура Дзёмон подразделяется во времени на несколько периодов: начальный, ранний, средний, поздний и финальный. Каждый характеризуется определенными чертами материальной культуры, хозяйства, социальной структуры общества. На каждом археологическом памятнике культуры Дзёмон исследователи находят огромное количество целых и разбитых сосудов. Коллекции дземонской керамики являются обязательным украшением всех историко-культурных музеев Японии.

По мере усложнения хозяйственной жизни, развития технологий и производств, в частности, технологии гончарства, начинается постепенный процесс выделения особо искусных мастеров, изготовлявших керамическую посуду не только для себя и своих семей, но и для соседей по поселку, а, возможно, и для жителей других деревень. Посуда начального и раннего Дзёмона была еще весьма примитивна по технологии изготовления и по форме - емкости с прямыми или чуть расширяющимися к устью стенками, с грубой шероховатой поверхностью, обожженные в костре при низких температурах.

Однако каждое изделие украшалось орнаментом. Наиболее распространенным видом декора были оттиски веревки, с помощью которых создавались различные узоры. Собственно, само название "Дзёмон" происходит от японского слова "дзе", что и означает "веревка", "шнур". Керамика, украшенная веревочными оттисками, стала своего рода визитной карточкой неолитической культуры Японии. Эта традиция, возникнув еще на самых ранних этапах истории японской керамики, сохранялась на протяжении многих тысячелетий. Формы посуды становятся особенно разнообразны в периоды позднего и финального Дзёмона. Наряду с емкостями простого контура изготовлялись сосуды в виде вазы, с округлым туловом и высокой узкой шейкой, популярны были чаши и миски, появились сосуды с резервуаром-чашей на поддоне-ножке. Исключительное внимание уделялось декору керамической посуды. В период среднего Дзёмона родился оригинальный и не имеющий аналогов в других районах мира стиль украшения сосудов рельефными налепными деталями. Для керамики этого времени характерно сочетание простых форм и сложного, даже вычурного декора. Верхняя, устьевая часть емкостей украшалась причудливыми узорами из глиняных жгутов, спиралей, лент, колец. Иногда в эту композицию вплетались детали в виде стилизованных изображений животных или человеческих лиц. Очень часто налепные элементы размещались и на стенках сосудов, предварительно покрытых сплошными веревочными оттисками. Исследователи керамики Дзёмон выделяют типы сосудов "кацудзака", "атамадай", "умэтака", отличающиеся особой пышностью декора. Существует мнение, что эти сосуды использовались в каких-то ритуальных церемониях - например, в обрядах поклонения первобытным божествам. В период позднего Дзёмона декор керамики становится более строгим, изысканным. На смены затейливым "скульптурным" деталям приходят прочерченные геометрические узоры, сочетающиеся с изящными оттисками тонкого шнура. В оформлении внешнего облика сосудов большую роль начинает играть качество обработки поверхности. Керамика позднего и особенно финального Дзёмона нередко имеет отполированные до зеркального блеска стенки. В ряде случаев для отделки сосудов использовали красную краску на основе охры - минерального железистого пигмента. Древние обитатели Японских островов с большим искусством выделывали из глины украшения и мелкую скульптуру. В период среднего Дзёмона были популярны керамические серьги в виде кольца с ажурным "плетеным" узором внутри. Такие серьги археологи находят при раскопках погребений - они лежат у височных костей черепа.

Керамические фигурки "догу" - одно из самых ярких явлений неолитической культуры Японских островов в периоды среднего и позднего Дзёмона. Эти фигурки высотой от 12 см до 30 см изображают в стилизованной манере людей. Иногда изображения напоминают фантастических существ или инопланетян - например, "догу" с неестественно огромными глазами, в головном уборе-"шлеме". в одежде, очень похожей на космический скафандр. Как полагают исследователи, керамические "догу" имели особое, возможно, магическое значение для людей культуры Дзёмон. Такие фигурки археологи находят обычно в погребениях или жилищах.

История керамики Японии
гиперкаталог сайтов
Используются технологии uCoz