КЕРАМИКА КОНЦА 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НАШЕЙ ЭРЫ.



В третьем тысячелетии до нашей эры в древней истории Японских островов неолитическая культура Дзёмон сменяется культурой Яёй. Если керамика Дзёмон изготовлялась вручную, то мастера Яёй уже использовали простейшее вращающееся устройство для формовки сосудов. Керамика Яёй отличается довольно тонкими стенками, а также разнообразием и сложностью форм. Изготовлялись сосуды в виде ваз, кувшинов с очень узким высоким горлом и ручками, бутылей, кубков, плоских тарелок, чаш на поддоне.

В культуре Яёй четко выделяется посуда разного назначения - столовая, кухонная, тарная, ритуальная. Каждой категории соответствовали определенные формы и размеры сосудов. Декор керамики отличался простотой и изяществом. Особое внимание уделялось обработке поверхности: стенки сосудов часто окрашивались охрой в красный цвет, лощились до зеркального блеска. В большинстве случаев сосуды не орнаментировались, лишь иногда скромный узор из прочерченных прямых или зигзагообразных линий, отпечатков штампа-гребенки украшал стенки изделия.

Техника обжига керамики Яёй была более совершенна, чем в гончарстве культуры Дзёмон. Керамика окружала людей культуры Яёй в повседневной жизни и сопровождала их в загробный мир. Умерших хоронили в огромных керамических контейнерах-гробах яйцевидной формы, состоящих из двух половин, плотно пригнанных друг к другу. Покойника помещали внутрь в позе спящего, с согнутыми ногами и руками.

В конце 3 века нашей эры начался следующий этап истории древней Японии, получивший название Кофун. Этот период продолжался до середины 6 века. Неотъемлемым элементом погребального ритуала являлись своеобразные керамические скульптуры - "ханива". Ранние ханива имели форму цилиндров, полых внутри, высотой около 1 метра, часто с треугольными отверстиями в стенках. Такие цилиндры устанавливались по кругу в центре кургана. Возможно, внутрь цилиндров помещали какие-то осветительные приспособления, которые горели в темное время суток.

В конце 4 века появилась традиция делать ханива в виде людей - мастера придавали им различные позы, выражения лиц, прорабатывали детали костюма. Керамические скульптуры изображали воинов, всадников, крестьян, музыкантов и танцоров, знатных дам в парадной одежде, служителей религиозного культа. Внутри такие ханива, как и более ранние цилиндры, были полыми. Высота фигур достигала полутора метров. В 6 веке ханива стали изготовлять в виде животных - собак, кошек, лошадей, птиц, рыб. Также ханива могли иметь форму лодок, колесных повозок, домов. Именно эти ханива устанавливались в самой верхней, центральной части курганной насыпи, символизируя перемещение покойною ма мира живых в царство мертвых. На более нижних уровнях кургана размещались в определенном порядке фигуры животных и людей - вся эта керамическая "процессия" сопровождала душу покойного в загробный мир.

Одной из самых характерных форм керамики Кофун являлась небольшая тарелочка или уплощенная чашка с высокими краями и крышкой. Тарелки и чаши с крышками как разновидность столовой посуды были характерны для японской бытовой культуры в последующие столетия и сохранили свое значение по сей день. Очень популярны в гончарстве Кофун, как и в предшествующий период Яёй, были сосуды в виде резервуара-чаши на поддоне, назначение которых связано, вероятно, с культовыми церемониями. Категория серой посуды периода Кофун называлась "суэ", или "суэки". Археологами установлено, что керамика "суэ" встречается в погребениях знатных членов общества, тогда как керамика другого типа, "хадзи", более характерна для захоронений простых людей.

История керамики Японии
гиперкаталог сайтов
Используются технологии uCoz