КЕРАМИКА И ФАРФОР ЯПОНИИ В 16-19 ВЕКАХ.



Принудительно переселенные во владения японских феодалов корейские ремесленники, среди которых были искусные мастера по изготовлению черепицы, керамической и фарфоровой посуды, обогатили гончарство Японии новыми технологическими и художественными идеями. Ведущей формой организации гончарства (начиная с 16 века) было так называемое клановое производство ("ханъэй-гама"). Это были селения гончаров-ремесленников, расположенные вблизи залежей керамических глин. Наряду с изготовлением керамической посуды на круге использовались способы формовки в специальных формах-шаблонах и упоминавшийся выше ручной способ лепки ("тэ-дзукури").

В 16 веке происходят изменения в техническом оснащении операции обжига керамики. Сегодня японские гончары, работающие в области художественной керамики, предпочитают традиционные обжигательные устройства. Ярким событием, определившим одно из основных направлений в последующем развитии японской керамики 16 и 17 века, стало возникновение технологии изделий "раку", связанного с историей знаменитой церемонии чаепития в широких кругах японского общества. Возникла потребность в особой сервировке чайного стола, которая смогла бы подчеркнуть внутренний смысл ритуала чаепития. Рождение керамики "раку", предназначенной специально для чайной церемонии, связано с именем выдающегося гончара Танака Тодзиро, корейского мастера-черепичника (1516-1592 гг.).

Основным видом керамики раку были чайные чашки "тяван" с высокими стенками. Также для чайного стола изготовлялись цветочные вазы, чайники и чайницы. Все изделия формовались только вручную, без помощи гончарного круга. Легкая асимметрия контура, неравномерная толщина стенок были отнюдь не оплошностью гончара, а результатом воплощения определенной художественной идеи. В создании подлинного стиля раку еще большее значение, чем формовка, играли операции обжига и обработки поверхности. Мастер Тодзиро, опираясь на многолетний опыт в производстве черепицы, использовал технологические дефекты операций глазурования и обжига изделий для создания необычных декоративных эффектов. Сетка трещин на поверхности керамического сосуда, признаки оплавления черепка в результате чересчур высокой температуры, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь только кажутся досадной случайностью, браком. В действительности же именно эта продуманная небрежность и составляла главную прелесть керамики раку. С технологической и художественной точек зрения изготовление керамических изделий раку является делом весьма сложным, так как требует от гончара безукоризненного владения материалом (глиной), умения балансировать на грани изысканной простоты и явного брака. Собственно, идеал естественности, непреднамеренности был свойствен японскому гончарному искусству еще задолго до появления стиля раку - достаточно вспомнить популярную с 10 века керамику с пепловой глазурью. Технологические новшества Тодзиро гармонично вплелись в каноны эстетического чувства японцев, покорив их души сразу и навсегда.

Стиль раку, родившись в 16 веке, успешно развивался на протяжении последующих столетий. Самые искусные мастера раку пользовались в Японии исключительным почетом наравне со знаменитыми художниками и поэтами. Лучшие образцы керамики раку получили имена собственные и вошли в национальную сокровищницу произведений искусства. Глазури, которыми пользовался мастер Тодзиро, содержали в своем составе соединения железа, марганца, меди и давали после обжига черный и красный цвета. Эта цветовая гамма считается "классической" для стиля раку, хотя впоследствии она была дополнена другими вариантами окраски.

Помимо раку, в производстве керамических изделий появились и другие технологическо-художественные стили. Так, стиль "орибэ", в особенности его декоративные приемы, так же, как и керамика раку, был воплощением японских идеалов - это определило его популярность в гончарном искусстве последующих столетий. В 16-19 веках были разработаны и с успехом практиковались многие другие интересные варианты технологии и декора керамики. Например, в мастерских Бидзэн (о. Хонсю) производился особый вид посуды "бидзэн-яки", обжигавшейся в течение длительного времени при высоких температурах. В результате керамический черепок приобретал исключительную прочность, характерный "металлический" блеск и звук при ударе. В декоре бидзэн-яки использовались яркие цветные глазури.

Оригинальным способом украшения было обвязывание сосуда перед обжигом веревкой из рисовой соломы или посыпание сосновыми иглами - после выгорания растительности на поверхности оставались ее отпечатки.

Японские мастера 16-18 веков успешно экспериментировали с различными технологическими вариантами глазурей, эффектами обжига, изобразительными приемами - результатом этого стали их замечательные изделия, образцы высокого художественного вкуса. В 17 веке в Японии были освоены новые виды гончарной продукции - фаянс и фарфор.

К середине - второй половине 19 века фарфорово-керамическое производство стало одной из основных отраслей формирующейся капиталистической промышленности Японии. В первой половине 20 века фарфорово-керамическое производство Японии продолжало сохранять свои традиционные черты. Ведущим гончарные мастерские функционировали в привычных технологических режимах, использовали технические средства, известные многим поколениям мастеров, соблюдали выработанные в течение столетий художественные стандарты.

Самая яркая особенность гончарства средневековой Японии - стремление к достижению впечатления естественности, идущего от умения раскрыть возможности материала, заставить его "говорить", наделить каждую вещь только ей присущими чертами.

История керамики Японии
Используются технологии uCoz